free counters

Cпрятать Контент

Рэки Черноморского побережья

Исторически так сложилось, что город-порт Одесса всегда являлся важным стратегическим объектом сначала Российской империи, потом СССР. И в мирное, и в военное время через Одессу шел очень большой поток грузов морем. Одесса была лакомым кусочком для многих захватчиков и оккупантов. Соответственно, во время многих сражений , противоборствующие стороны несли большие потери. Затонуло большое количество боевых кораблей, транспортов, самолетов. Мы не будем сильно углубляться в историю, а начнем свой обзор рэков со времен осады Одессы английской эскадрой в 1854г.

Сразу оговорюсь, на все затопленные объекты, о которых пойдет речь, мы со своей командой погружались не раз, и знаем о них не понаслышке. Наша команда это Ильичевский филиал МШПП «АМФОРА» - дайвинг-клуб «АФАЛИНА».

 

1. «ТИГР»

 

 

Принадлежность Англии. Паровой фрегат.

Водоизмещение: 1220 т Длина: 64 м Ширина: 16,8 м (по гребным колесам)

Мощность паровой машины: 400 л.с. Скорость: 11 узлов

Вооружение: 2 10-дюймовые орудия 14 30- футовые пушки

Экипаж: 225 человек

 

11.05.1854 г. паровые фрегаты "Тигр", "Везувий", "Нигер" вышли на патрулирование в сторону Одессы. По одной из версий, в 4 ч 30 мин утра, пароход фрегат "Тигр" одесским лоцманом был посажен на скальную гряду около южной оконечности Одессы (Средний Фонтан) на расстоянии около 300 метров от берега. К утру с корабля спустили шлюпку, уложили на нее якорь и начали заводить подальше от корабля в открытое море. Это была обычная практика при само спасении судна севшего на мель, но они опоздали. Прибывший на место отряд казаков береговой стражи с двумя 12-фунтовыми орудиями открыли огонь картечью по фрегату. Корабль отвечал оружейным огнем. Применить артиллерию он не мог - орудия фрегата не смотрели на берег.

При обстреле взорвался пороховой погреб, капитан лишился обеих ног. Тело же одесского лоцмана-сусанина, впоследствии, нашли в трюме с отрезанной головой. После обстрела ими судна, экипаж выбросил белый флаг и 225 человек экипажа попали в плен. Прибывшие впоследствии фрегаты "Нигер" и "Везувий" расстреляли "Тигр". Фрегат загорелся и взорвался. Капитан «ТИГРА», Генрих Уэльз Джиффард умер 1 июня 1854 года и похоронен вместе с несколькими офицерами экипажа на Старом городском кладбище.

Английским морякам в плену жилось очень даже комфортно. Тогда в городе в связи с большим наплывом кавалеристов в богатых домах устраивались балы, и английские офицеры были своеобразным украшением их. Одна из пушек, поднятых с фрегата, после завершения военной кампании украсила Приморский бульвар, став местной достопримечательностью.

После многократных погружений на данный объект, данные подтвердились. Действительно обнаружены остатки якорной цепи, уходящей в направлении моря. Также обнаружены остатки набора судна в виде деревянных балок квадратного сечения, зарытые глубоко в песке (снаружи видны только концы балок). Глубина около 4 м. Вокруг , в песке и между камней можно увидеть части медной обшивки, медные гвозди и много пуль и шрапнели. В связи с тем , что остатки находятся вблизи от берега (около 100 м), штормами все разбило и разбросало по большой площади. Но, тем не менее, всегда очень интересно погружаться на данный объект, т.к. всегда чувствуешь, что прикасаешься к истории, в которой еще очень много неразгаданного.

Координаты 46°33'N 30°58'E


 

 

2. «ПАТАГОНИЯ»

 

Транспорт №46.

Бывший английский пароход "Patagonia". 25.03.1915 г. зачислен в состав Черноморского флота. Водоизмещение: 6011 т. Длина: 115,37 м. Ширина: 15,88 м. Осадка: 8,5 м. Мощность механизмов: 410 л.с. 28 сентября 1915 года в 8 ч транспорт, идя из Одессы в Николаев, на траверзе деревни Дофиновки, в 5,75 мили от Одессы был поражен торпедой с германской подводной лодки UB-7 (масса заряда торпеды 112 кг). От взрыва в корме с правого борта под грот-мачтой транспорт получил пробоину площадью около 7,4 м2. Были затоплены пятый, шестой и кормовой отсеки, и корабль кормовой частью погрузился в воду, сев на грунт на глубине 21,9 м, но нос остался на плаву. Переборка машинного и котельного отсека от взрыва торпеды не пострадала и в носовую часть воду не пропускала. Весь личный состав был спасен. 2 ноября 1915 года комиссия, назначенная для осмотра повреждений, пришла к решению о возможности подъема "Патагонии". Для проведения судоподъемных работ требовалась тихая погода, которая наиболее вероятна на Черном море весной, почему работы были отложены до более благоприятного времени года. Из трюма № 2 периодически откачивалась вода, кроме того, было поставлено добавочное крепление переборок, но несмотря на это транспорт, около одного месяца продержавшись носовой частью на плаву, во время шторма затонул. В 1,5-2 м позади машинной переборки корпус судна переломился, и при погружении часть машинно-котельного отделения "Патагонии" была вдавлена на несколько метров внутрь кормовой части. 13 ноября 1939 года в Одесский порт была доставлена поднятая ЭПРОНом носовая часть "Патагонии" . Была поднята основная часть корпуса , так как начальник работ сообщил о том что не только котлы , но и машины судна за 24 года хорошо сохранились. Судя по всему, меньшая часть корпуса (корма) осталась на дне.

После длительных поисков, 08.07.2007, нами была обнаружена кормовая часть судна . Самое интересное, что в метрах сорока от рэка стоит буй-сигара. По данным GPS-а мы раз десять проходили над «ПАТАГОНИЕЙ», но не видели ее на эхолоте. На самом деле размеры обнаруженной кормовой части очень внушительные. Стоит на ровном киле, хорошо сохранилась винторулевая группа, причем глубина на грунте под кармой – 27 м, самое глубокое место в Одесском заливе. На корме небольшая надстройка. Полностью целый кормовой трюм.Трюм сильно заилен, груза не видно. По правому борту к палубе прикручен запасной штурвал . Дальше начинается надстройка и виден разрыв до самого дна. Рэк очень интересный и мало исследованный.

Координаты 46°33'N 30°58'E. Глубина 27 метр . Возвышение над грунтом 11 метров.


 

 

3. «ДЮРНШТЕЙН»

 

 

 

 

 

 

 

 

Водоизмещение: 130 т.

Длина – 56,5 м.

Ширина – 12,41 м.

Осадка – 2,74 м.

Тип – пассажирский

Двигатель – паросиловой, полно приводной, поршневой, 365 л.с. – Schiffswerft Budapest

Пароход был обнаружен впервые в 70-х годах (15.07.1977г.) членами Николаевского клуба «Садко». Они проводили работы совместно с Гидрографической службой Черноморского флота. По их мнению, это был старый колесный буксир. На фото часть штурвала поднятого «Садковцами».

Рисунок объекта глазами членов этого клуба. Но дело в том, что изображенный на рисунке пароход во многом серьезно не соответствует нашему «Колеснику». После множества погружений на данный объект, благо он находится рядом, можем с уверенностью сказать, что «Садковцы» погружались на другой пароход! Но не все сразу…

Работы по поиску данного судна нашей командой начались в 2004 году. Данных по координатам в интернете много, но все не точные. После длительных поисков объект был нами найден 20. 08 06. Судно находится напротив Санжейки, удаленность от берега – 6,5 км, глубина на грунте 22,5 м, возвышение над грунтом -5-6 м, обычная видимость – 3-4м , термоклин примерно на 12 м, средняя температура с апреля по ноябрь – 6 – 10 градусов по Цельсию. После первых же погружений стало ясно, что это не буксир. Пароход лежит на ровном киле, в носовые и кормовые помещения свободный доступ из-за отсутствия настила палубы.

Все помещения сильно заилены и завалены разными деревянными обломками и конструкциями ( окна, доски перекрытий и т.п.). Присутствуют следы пожара. В носовой части по правому борту было два четырехлапых якоря ( после так называемых «исследований» людьми, которые плотно сотрудничают с Департаментом подводного наследия Украины), остался один. Примерно в центре объекта, чуть ближе к корме возвышается труба. Сразу за ней, 1.5-2 м стоят спаренные штурвалы. Судя по расположению палуб и кают стало ясно, что это пассажирский прогулочный пароход, и однозначно, не приспособленный для использования на море. Отделка судна и некоторые находки дают понять, что пароход был построен намного раньше времен Второй Мировой Войны.

22.07.2009 г. , во время очередного погружения , предположительно в каюте капитана, под метровым слоем ила был прощупан небольшой шкаф. Было много версий и предположений о содержимом, сами понимаете, дайверская фантазия не имеет границ… В итоге, 23.08.2009 г, приложив немалые усилия, мы подняли ящик на поверхность. Сразу стало ясно, что в нем судовые документы и карты. После длительной обработки и сушки бумаг обнаружились документы , подтверждающие со 100% уверенностью, что это – «ДЮРНШТЕЙН»!

В дальнейшем была проведена работа по поиску информации об этом судне и выяснилось следующее: Судно принадлежало Первому Дунайскому пароходству. Было построено в 1899 году на верфи в Будапеште (тогда еще Австро-Венгерская империя). Первоначальное название – «Siraly». В 1904 году его переименовали в «Durnstein» и использовали для местных перевозок пассажиров по Дунаю. Согласно официальным историческим данным архива ВМС Германии, судно затонуло 06.01.1944г., в результате повреждения (какое повреждение – не указано и пока не известно).

На фото тех лет видны небольшие различия, но я думаю, что за годы эксплуатации его не раз модернизировали.

С 01.05. по 04.05. 2010 года , мы провели серию погружений на колесник для того, чтоб сделать фото и видеосъемку. Условия для погружений были потрясающие! Штиль, температура воздуха 20 гр., воды – 7гр., и за все время погружений на этот объект была самая наилучшая видимость, около 15 м! После проведения съемок все материалы о проделанной работе были опубликованы в различных изданиях Украины, СНГ и Европы. Даже по фотографиям видно, что «Durnstein» не соответствует рисунку «Садковцев». Объект очень интересен для погружений, еще есть много загадок и тайн которые предстоит разгадать.

Координаты 46°13'N 30°41'E

Кормовая часть

Труба

Котел

 

 

 

 

 

 

 


 

 

4. Торпедные катера «ВИДЖЕЛИЯ» и «ВИФОРУЛ»

 

 

 

 

 

 

Торпедные катера типа МТБ

 

 

Водоизмещение: 35т.

Длина: 21,35м.

Ширина: 4,8м.

Осадка: 1,45м.

Мощность двигателей: 3 мотора по 1350л.с.

Скорость: 40 узлов.

Вооружение: два счетверённых пулемета "Vickers" калибра 7,69 мм,

два 533-мм торпедных аппарата, глубинные бомбы.

Если, выходя из бухты Ильичевского яхт клуба, взять курс на «Колесник», то через 3,5 км мы пройдем точно над торпедным катером «Vijelia». В июле 2008 г. мы начали погружения на торпедные катера. Объекты находятся на расстоянии около 350 м друг от друга. «Vijelia» лежит на ровном киле, «Viforul» перевернут и носом уходит в грунт. Примерно в 20м от «Viforul» находятся некоторые фрагменты транспорта «Ungvar». Глубины около 18 м, температура в среднем 10-15 градусов. Эти торпедные катера были построены в Англии, на верфи «VOSPER» в 1940 г. В этом же году их приобрели ВМС Румынии.

Оба катера погибли 9 ноября 1941 г., в результате взрыва транспорта "Ungvar", который они сопровождали. Версии подрыва на минах отпадают, т.к. корпуса целые. Погибли командиры обоих катеров младшие лейтенанты М. Метц и А. Корнетеану, а также еще один член экипажа. Сразу оговорюсь по поводу написания названия «Vijelia» через «j», так как на катере, лежащем на ровном киле, была найдена закладная шкатулка с табличкой с верфи «VOSPER». На катерах сохранились торпедные аппараты, торпеды и глубинные бомбы. Вокруг объектов множество разных обломков и частей транспорта. Очень интересные объекты для погружений.

Координаты 46°15'N 30°40'E


 

5. «ЗАЛЬЦБУРГ»

 

 

 

 

 

 

 

1 октября 1942 года советская подводная лодка «М-118», (командир – капитан-лейтенант Савин С. С.) из состава 5-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Черноморского флота, атаковала на мелководье, со стороны берега обеими своими торпедами, шедший противолодочным зигзагом из Бугаза (ошибочно – из Одессы) в Сулину конвой противника. В его состав входили болгарский грузовой пароход "Царь Фердинанд" и немецкий военный транспорт "Зальцбург" (Salzburg), сопровождаемый румынскими канонерскими лодками "Локотенент-Командор Стихи Эуджен" (Locotenent Comandor Stihi Eugen), "Сублокотенент Гикулеску Йон" (Sublocotenent Ghiculescu Ion), немецкими катером-тральщиком MR 7 и румынским гидросамолётом "Cant 501 Z". В 14.07 берлинского времени "Зальцбург" был поражён обеими выпущенными торпедами и через 8 минут, в 14.15 затонул в 9 милях северо-восточнее мыса Бурнас. Судно было заложено в 1921 году на верфи "Схеепсверфт ван дер Гроот эн ван Флит" (Scheepswerft van der Groot en van Vliet) в Сликкервеэре (Нидерланды) и в феврале 1922 года вступило в эксплуатацию как голландский грузовой пароход "Слот Лувестейн" (Slot Loevestein). В 1924-м был переименован в "Йонге Антони" (Jonge Antony), а в 1939-м куплен у голландцев немецкой судовладельческой фирмой "Фленсбургер Дампфер Ко. Х.Шульдт унд Ко." (Flensbudger Dampfer Co. H.Schultdt & Co.) и переименован в «Salzburg».

16 мая 1941 года "Зальцбург" был мобилизован в состав плавучих средств ВВС Германии и придан 4-му воздушному флоту Люфтваффе в качестве транспорта. Судно имело стандартное водоизмещение около 3300 метрических тонн, его вместимость равнялась 1742 брутто-регистровым тоннам. В этом рейсе в трюмах "Зальцбурга" находилось 840 тонн марганцевой руды (по ошибочным данным – 810 т угля), груз пустых бочек и около 2300 советских военнопленных, бывших защитников Севастополя, а так же военнослужащие стран союзников фашистской Германии. История с "Зальцбургом" достаточно загадочная. До сих пор на местах захоронения советских военнопленных, трупы которых вынесло на берег, не установлены памятники. Местные жители, свидетели тех драматических событий, в один голос утверждают, что на погибших были румынские шинели, а в карманах иногда находили румынские паспорта. Большая часть погибших захоронена во рву, на старом кладбище в районе с. Николаевка. По числу человеческих жертв от действий советских подводных лодок эта торпедная атака занимает первое место на Чёрном море. Погибло не менее 2080 пленных, а также 1 итальянский и 4 германских военнослужащих. Без комментариев! Мы погружались на этот объект в мае 2011г.

Глубина на месте гибели 15 метров. Возвышение судна над грунтом 8 метров. Транспорт достаточно сильно разрушен. Практически полностью отсутствует надстройка. Помещения сильно заилены и обросли ракушкой, но в некоторые есть доступ.


 

6. «SULINA»

 

Румынский транспорт. Спущен на воду в 1939 г. Вместимость: 3495 брт. 29 мая 1942 г. конвой в составе транспортных судов "Sulina" и "Ardeal" следовал по маршруту Констанца - Одесса в охранении румынских эсминцев "Regina Maria", "Maresti" и "Marasesti", а также немецких тральщиков FR-04 и FR-06. В 9 ч. 25 м. конвой был атакован советской подводной лодкой А-3 (командир С. А. Цуриков), которая с 3,5 кабельтовых выпустила две торпеды. В результате попадания торпеды в 9 ч. 55 м. транспорт "Sulina" затонул. Погибло 10 человек. Кораблями охранения спасено 97 человек. На борту "Sulina" находился груз из 4000 тонн овса и 510 тонн пшеницы.

Первые же погружения в мае 2007 г. на этот объект привели в полный восторг! Глубина около 20 метров. Возвышение над грунтом примерно 12 метров. Судно лежит с креном на правый борт градусов 20-25. Многие помещения и каюты, особенно по левому борту имеют хороший доступ. Так как судно принадлежало румынской королевской семье, с него были подняты интересные находки с королевским клеймом. Корабль очень красивый и снаружи и внутри. С 2007 г. по настоящее время мы погружались на него более 30-раз, и каждый раз познавали что-то новое и интересное. Если даже видимость не очень, то , обладая определенными навыками , можно «пройтись» по помещениям, где практически всегда хорошая прозрачность воды. Очень хороший и интересный рэк для дайверов разного уровня подготовки.

Координаты 46°30'N 30°51'E

Снимки «Сулины», сделанные с помощью ГБО

 


 

7. «БРЯНСК»

 

 

 

 

 

 

 

Транспорт. Бывший грузовой пароход Черноморского государственного морского пароходства. В составе Черноморского флота с 27.07.1941 г. Вместимость: 2823 брт. 21 августа 1941 г. транспорт "Брянск" (капитан К. С. Гороненко) следовал в балласте в Одессу. Охранения транспорт не имел. При подходе к порту был потоплен авиацией противника. На объект мы начали погружаться с июля 2010 г. Судно лежит на ровном киле. Максимальная глубина около 20 метров, возвышение над грунтом 9 метров. Надстройка практически полностью разрушена. Но корпус , трюма и винторулевая группа сохранились хорошо. Очень интересный объект для погружений и дальнейших исследований. Координаты 46°32'N 30°52'E

Снимки «Брянска», сделанные с помощью ГБО

 

 


 

8. «АДЖАРИЯ»

 

 

Транспортное судно, бывший грузопассажирский теплоход Черноморского государственного морского пароходства. Спущен на воду в 1927 г., первоначальное название - "Аджаристан". В составе Черноморского флота с 22.06.1941 г.Вместимость:4727брт. Скорость: 14 уз. 23 июля 1941 г. теплоход "Аджария" (капитан Д. Ф. Каминский) следовал в Одессу. В 04 ч. 00 м. при подходе к порту был атакован авиацией противника. В теплоход попала бомба, возник пожар. Спасая судно, капитан направил его к мели в районе с. Дофиновка.К "Аджарии" подошли судоподъемная плавбаза "Алтай" и аварийно-спасательное судно "Аджарец". На "Аджарии" к этому времени горели уже междупалубные помещения и груз в трюмах. К 14 ч. огонь с надстроек был сбит, горевший в трюме груз залит водой. Горело лишь дизельное топливо в машинном отделении и в танках. В это время последовала новая атака авиации. Одна из бомб попала в "Аджарию", которая к этому времени приняла уже много воды и имела крен на левый борт. Разбитые взрывом иллюминаторы вошли в воду, судно заполнилось водой и село на грунт на глубине 7,5 метра в точке 46°34'N 30°56'E. На поверхности оставались верхняя палуба и надстройки. Погибло 4 человека. За 10 дней с 30 июля по 10 августа водолазы изъяли из трюмов большую часть грузов. В дальнейшем надстройка была полностью срезана.

На этот рэк первый раз мы погрузились в июне 2007 г. Мах. Глубина 7,7 м, корпус сильно разрушен, но хорошо видно, что это было очень большое судно. В некоторых местах борта завалены внутрь и иллюминаторы смотрят вверх, помещения практически полностью засыпаны песком. Самое интересное, что через год, в июне 2008 г., во время погружений на корабль, мы были приятно удивлены тем, что многие помещения стали доступны для проникновения. Сказалась малая глубина и хорошие шторма, которые вымыли песок. Удалось обнаружить в районе кормы ящик с бутылками. На донышке бутылок буквы ОБЗ, предположительно «Одесский Безалкогольный Завод». Но самое интересное, что бутылки были запечатаны. При открытии обнаружили, что жидкость маслянистая с выраженным запахом мазута и бензина. Есть предположение, что это был «Коктель Молотова». Несмотря на сильную разрушенность и малую глубину этот рэк не менее интересен для погружений, чем другие.

Координаты 46°33'N 30°54'E

В акватории Одесского залива есть еще много малоизученных затопленных объектов, на которые мы погружались, и тайны которых еще предстоит разгадать. С весны этого года будем организовывать мини экспедиции в районы о. Березань, Кинбургской и Тендровской косы. Эти районы «богаты» на затопленные объекты разных времен и эпох. Кто хоть раз погружался на рэки, никогда не забудет этих ощущений и, поверьте, и нам, и нашим детям еще предстоит разгадать множество тайн и загадок , которые хранит море.

 

С Уважением!

Ваш инструктор CMAS** Сергей Рябов

 

Вверх